Монография посвящена сравнительно-правовому анализу концепций верховенства права и правового государства. Исследуются истоки этих концепций и современные конституционные доктрины.
Организация власти в правовом государстве, прежде всего в контексте доктрины разделения властей, тесно связана с проблематикой прав человека как фундаментальной ценности правового государства. Рассматриваются законодательные основы прав человека, их религиозно-культурные особенности. Отдельно проанализирована роль правосудия в защите прав и свобод человека. На примере государств англосаксонской правовой семьи и государств Латинской Америки выявляются общие и особенные черты правового государства. Проведен анализ верховенства права в фокусе международного права.
Опт. цена: 1920 р. 818126.01.01
Предисловие 11
Часть I. «Власть закона, а не человека»: the Rule of Law в истории права
Глава I. От современности к истокам 14
§ 1. Подходы к историко-правовому моделированию 25
§ 2. Человек и социальная нормативность 29
§ 3. Эволюция символов: историко-правовая терминология 38
§ 4. Антиномии в системе отношений «личность — власть — право 50
§ 5. Три этапа в развитии власти и права 55
Глава II. Модели традиционных обществ: узаконенная справедливость 61
§ 1. Древневосточные модели 61
§ 2. Античные модели 71
§ 3. Конфессиональные модели в Средние века 80
Глава III. От законности к конституционализму, от права к правам 98
§ 1. Английская модель: «судебная» конституция 102
§ 2. Первые писаные конституции: модели верховенства права в США и во Франции 109
Глава IV. Конституционные доктрины the Rule of Law и Rechtsstaat 119
§ 1. Теория английской конституции. The Rule of Law в концепции А. В. Дайси 122
§ 2. Доктрина Rechtsstaat и ее эволюция в конституционную модель 127
Глава V. Современные подходы к конструкции верховенства права 141
§ 1. «Универсальная ценность» 142
§ 2. Конституционная ценность и конституционный принцип 145
§ 3. В поисках современного определения 149
§ 4. Практика: меры и весы 171
§ 5. Верховенство права в моделях постмодерна 173
Часть II. Организация власти и права человека в правовом государстве
Глава VI. Организация власти в правовом государстве. Принцип разделения властей 177
§ 1. Разделение властей в прошлом как матрица организации управления 177
§ 2. Классическая и современная теория разделения властей 195
§ 3. Разделение властей как разделение компетенций в федеративном государстве 206
§ 4. Разделение властей в России (в свете запросов Венецианской комиссии) 209
§ 5. Разделение властей и верховенство права в исламе 219
Глава VII. Права человека как фундаментальная ценность правового государства 230
§ 1. Законодательные основы прав человека 230
§ 2. Социальные и экономические права в правовом государстве в свете международных обязательств 234
§ 3. Христианско-иудейская концепция прав человека и правовое государство 248
§ 4. Концепция прав человека в конституциях исламских государств 255
Глава VIII. Судебная власть в правовом государстве: некоторые проблемы сегодняшнего дня 267
§ 1. Самостоятельность судебной власти (суды и разделение властей) 267
§ 2. Статус судьи в современном мире: актуальные вопросы обеспечения независимости 281
Часть III. Правовое государство: зарубежные реалии и международно-правовой аспект
Глава IX. Концепция правового государства и верховенства права в современных правовых системах 298
§ 1. Связанность государства правом в странах англосаксонской правовой семьи 298
§ 2. Связанность государства правом в ибероамериканских государствах 315
Глава X. Верховенство права в фокусе международного права 348
§ 1. «Par in parem non habet imperium» как принцип равенства государств на основе верховенства права 348
§ 2. Общепризнанные принципы и нормы международного права — основа миропорядка и верховенства права в государствах: так ли это? 357
§ 3. Верховенство права в правовых позициях международных организаций и интеграционных объединений 367
Глава XI. Современные вызовы принципу верховенства права как угроза мировому правопорядку 381
§ 1. «Приватизация» международного публичного права и ее последствия 381
§ 2. Экстерриториальность применения норм национального права 386
§ 3. Влияние цифровых технологий на развитие права 398
Заключение 405
Table of contents 409
Настоящая монография продолжает серию работ Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации по вопросам конституционного развития, демократии, верховенства права и правового государства. Она отражает потребность в углубленном анализе этих идей.
За исторически короткий срок с момента опубликования в 2011 г. Доклада Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии Совета Европы) о верховенстве права и принятия Генеральной Ассамблеей ООН в 2012 г. Декларации по вопросу о верховенстве права произошло много политических событий, затрагивающих как национальное, так и международное право. В настоящее время часто говорится о кризисе правовых идеалов. Меняется отношение и к идее верховенства права. Вместе с тем оно, как сказано в Декларации 2012 г., относится к «универсальным и неделимым основным ценностям», и большинство правоведов в мире (о чем свидетельствует представленное исследование) придерживаются аналогичной точки зрения. Рассматриваемая концепция сохраняет актуальность, зафиксирована в большом количестве документов и договоров на международном, региональном и национальном уровнях. Эти уровни с точки зрения реализации принципа верховенства права тесно взаимосвязаны.
Английское по происхождению понятие «верховенство права» (the Rule of Law) или германское — «правовое государство» (Rechtsstaat) закреплены среди основ государственного строя в большинстве современных конституций различной идеологической направленности. По утверждению одного из зарубежных ученых, верховенство права стало глобальной мерой современного конституционализма. С точки зрения населения многих стран, это понятие фактически приобрело статус алгоритма желательного поведения государства. В обыденном представлении оно отражает некое юридическое, политическое, а иногда и экономическое «благо».
Несмотря на дискуссии по поводу содержания указанных терминов и доктрин, юридическое сообщество, как полагают многие авторитетные ученые, сумело выработать определенный консенсус в отношении основного значения понятия «верховенство права» и его содержания. Есть общее согласие и по поводу принципов, которые должны лежать в основе правовой практики, реализующей эту идею. Среди таких принципов — достоинство и права человека; законность и правовая определенность; процессуальные нормы, связанные с беспристрастным и независимым правосудием, с институциональной организацией публичной власти. Дискуссии между сторонниками формальных и субстантивных подходов к содержанию верховенства права, между приверженцами английского и континентального доктринальных подходов будут продолжаться, но это неизбежно: в юриспруденции такие обсуждения длятся столетиями. Они способствуют более глубокому пониманию философских и правовых основ исторических конституционных доктрин the Rule of Law и Rechtsstaat, выработке комплексных и актуальных для современности представлений относительно эволюции идеи древнегреческих философов о власти законов, а не человека. Более того, эти дискуссии могут служить разработке как универсальных, так и специальных правовых подходов к разрешению проблем, связанных с наступлением эры искусственного интеллекта и эпохой ускоренного развития информационного общества.
Настоящее исследование — не просто сравнительно-правовое, хотя многие правовые явления и концепции в сравнительном плане исследуются впервые либо более углубленно. Оно является сравнительным и в историко-правовом плане: по сути, впервые проводится комплексное историко-правовое исследование развития концепций и практик, содержащих в своей основе идеи верховенства закона и права. Анализ истории становления форм и методов осуществления государственной власти, тенденциий развития правовых принципов, специфики закрепления прав и свобод, различных субъективных и коллективных притязаний, отраженных не только в концепциях, но и в источниках права различных эпох, подтверждает исконное стремление человечества в самых разных правопорядках жить «по правде», «по закону», «по справедливости», без насилия и произвола. В этих стремлениях скрываются глубокие исторические смыслы, трансформированные в правовые идеалы. На основе ряда историко-правовых критериев сделана попытка воссоздать исторические модели верховенства права в традиционных и современных (гражданских) обществах.
В 2016 г. Венецианская комиссия приняла «Контрольный список вопросов для оценки соблюдения верховенства права», в подготовке которого принимали участие и российские представители. Приостановление участия России в работе Венецианской комиссии отнюдь не означает отказ от универсальных правовых постулатов. Напротив, появилась возможность дать им собственную взвешенную, в том числе историческую, оценку. Это и является целью предпринятого исследования.