Учебник представляет актуальный взгляд на историю права зарубежных стран через призму самобытности, равноценности и разнообразия правовых традиций народов Востока и Запада. Предмет изучения — содержание ведущих правовых традиций, дающих представление о диапазоне исторических типов права, о тенденциях и условиях их развития от архаических форм к более сложным, о возможностях их обновления и рецепции при смене общественных укладов. Каждая правовая традиция рассматривается по общей аналитической модели: 1) исторический контекст и носители традиции, 2) формы права, основы его понимания, толкования, применения, 3) характерные институты по важнейшим сферам правового регулирования.
Первый том учебника объясняет теоретические основы историко-правового нарратива, а также правовые традиции аграрных обществ Евразии с позиции трех идеальных типов: «право судей» (средство решения споров в Месопотамии, республиканском Риме, средневековой Англии), «право ученых» (путь праведной жизни в Индии, исламских странах Ближнего Востока, средневековой Западной Европе), «право правителя» (средство управления обществом в императорском Китае).
Учебник соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и образовательным стандартам МГИМО МИД России по направлению «Юриспруденция».
Опт. цена: 2400 р. 806116.01.01
Принятые сокращения 7
Предисловие 8
Введение. Нарратив истории права 12
Глава 1. Древнейшие правовые традиции Ближнего Востока: истоки писаного права 34
§ 1. Общество и социальные институты 35
§ 2. Основы правовой традиции 49
§ 3. Сферы регулирования 62
Выводы 83
Глава 2. Индусская религиозно-правовая традиция Южной Азии: каждому — своя дхарма 87
§ 1. Общество и социальные институты 88
§ 2. Основы правовой традиции 103
§ 3. Сферы регулирования 117
Выводы 136
Глава 3. Правовая традиция Китая: между конфуцианством и легизмом 141
§ 1. Общество и социальные институты 142
§ 2. Основы правовой традиции 165
§ 3. Сферы регулирования 179
Выводы 197
Глава 4. Правовая традиция арабо-мусульманской цивилизации: толкование последнего Откровения 202
§ 1. Общество и социальные институты 202
§ 2. Основы правовой традиции 220
§ 3. Сферы регулирования 238
Выводы 258
Глава 5. Правовые традиции античной цивилизации: между судебной риторикой и юриспруденцией 263
§ 1. Общество и социальные институты 264
§ 2. Основы правовой традиции 280
§ 3. Сферы регулирования 295
Выводы 330
Глава 6. Правовая традиция христианской Римской империи 338
§ 1. Общество и социальные институты 338
§ 2. Основы правовой традиции 348
§ 3. Сферы регулирования 365
Выводы 380
Глава 7. Становление правовой традиции Западной Европы: между партикуляризмом обычаев и единством доктрины 388
§ 1. Общество и социальные институты 389
§ 2. Основы правовой традиции 410
§ 3. Сферы регулирования 433
Выводы 463
Глава 8. Становление правовой традиции английского общего права: примат судебных процедур 468
§ 1. Общество и социальные институты 468
§ 2. Основы правовой традиции 482
§ 3. Сферы регулирования 494
Выводы 522
Библиография 527
Более 200 лет назад в манифесте немецкой исторической школы «О призвании нашего времени к законодательству и юриспруденции» (1814 г.) профессор Ф. фон Савиньи утверждал: «Пока мы не осознаем нашу индивидуальную связь с великим Целым всего мира и его историей, мы вынуждены будем видеть наши идеи в искаженном свете всеобщности и изначальности. От этого защищает только историческое понимание, применение которого в отношении нас самих есть самая трудная задача». Исследователи XX и XXI вв. лишь подтвердили зависимость права от прошлого («эффект колеи») в самых разных правопорядках мира. Многолетнее исследование культурных установок в более чем 100 странах мира под руководством Р. Инглхарта с начала 1980‑х гг. показало, что традиционные ценности в культуре формируются и сохраняют значение в течение долгого времени, даже возрождаются в условиях нестабильности, утраты определенности, крушения более современной идеологии и картины мира [см.: Инглхарт. 2018].
Современное правоведение включает широкий спектр дисциплин и методов изучения ценностных установок, многообразие права и «эффект колеи». Однако история права была и остается ведущей фундаментальной дисциплиной, которая позволяет последовательно описать и объяснить развитие правовых явлений прошлого в их контексте, показать своеобразие по сравнению с современным правом, а также изучать правовое многообразие в отдаленном и недавнем прошлом.
Всеобщая история права, по мнению многих историков права и компаративистов, становится пространством, в котором раскрываются смысл права, его истоки (берет ли оно свое начало в обычаях примитивных народов или в писаных актах первых цивилизаций) и пределы (тождественно ли право закону, воле правителя, возможно ли неправовое право, может ли оно существовать без публичной власти, законодателя и правоведов), различные исторические типы права и связанные с ними представления законодателя, судей и правоведов о критериях справедливого, формах (источниках), приемах их толкования и применения при разрешении наиболее острых социальных конфликтов.
Основная цель настоящего учебника состоит в том, чтобы на примере великих цивилизаций Востока и Запада (от древности до XX в.) сформировать у студентов представление о многообразии исторических типов права, о специфике их парадигмы и ее влиянии на методы решения социальных конфликтов, а также о факторах становления, сохранения, изменения права в историческом пространстве, познакомить студента с главными достижениями и потенциалом науки истории права, способной последовательно описывать (реконструировать) правовые явления прошлого, объяснять причины их появления и изменения, а также оценивать их значимость для правового регулирования.
Показать правовое многообразие прошлого в рамках одного учебного курса весьма непросто, но возможно благодаря изложению истории права зарубежных стран как сравнения правовых традиций. Это перспективное направление в правовой науке и юридическом образовании логически следует из интеграции научного знания в разностороннем познании права (прежде всего истории со сравнительным правоведением, теорией права и юридической антропологией).
Общепризнанного определения правовой традиции (от лат. traditio — передача) до сих пор не существует. В данном учебнике учтены два разных ее значения — содержательное и методологическое. В первом значении традиция является основным предметом изучения истории права, представляя собой комплекс исторически обусловленных устойчивых взглядов на право, которые определяют его роль в организации общества, его правовой системы, и при этом передаются в качестве нормативно-правовой информации от одного поколения к другому в рамках той или иной культуры или цивилизации.
Во втором значении правовая традиция выступает аналитической моделью, которая позволяет зафиксировать правовые явления функционально, учитывая их воздействие на общество, и структурировать доступные современной науке сведения:
1) о «создателях» и «пользователях» права (т. е. об обществе в целом, о его социальных группах, институтах власти и органах правосудия);
2) о разделяемых ими основах правовой парадигмы (включая тип правопонимания, формы права, приемы их толкования и применения);
3) о характерных для данной традиции институтах права (публичное, частное, уголовное, процессуальное право).
Общая структура описания правовых традиций не только облегчает сравнение, но и является компромиссом между обособленным исследованием права разных цивилизаций как уникальных «черных ящиков» (так право исследуют в рамках цивилизационного подхода) и тщетными попытками (сторонников идеи естественного права или марксизма) раскрыть универсальное содержание права для всех народов и на все времена.
Другим ключевым приемом изложения курса является выделение исторических идеальных типов (по М. Веберу). Это позволило организовать нарратив о весьма различных правовых традициях народов Евразии от древности до XX в. по критерию доминирующих представлений о роли права в жизни общества. Правовые традиции аграрных обществ рассматриваются с позиции права как: а) практичного средства решения споров («право судей»), б) пути праведной жизни («право ученых»), в) средства управления обществом по воле правителя («право правителя»). В индустриальных обществах правовые традиции первых двух типов способствовали становлению доктрин верховенства права и правового государства, определивших значение и ценность права во многих современных правовых системах.
Указанные цель и методология учебника позволили ограничить предмет изучения крупными правовыми традициями. Отраженный в них опыт дает представление о диапазоне исторических типов права (судей, ученых, правителей), о тенденциях и условиях их развития от архаических форм к более сложным, о широких возможностях их обновления и рецепции при смене общественных укладов (в рамках аграрных обществ и при переходе к обществам индустриальным), а также об истоках стиля ведущих правовых систем современного мира.
Структурно материал учебника разделен на два тома. Том I содержит общее введение и главы, посвященные ведущим правовым традициям аграрных обществ Евразии. Введение представляет читателю теоретическую основу нарратива, т. е. объясняющего повествования об истории права, и призвано показать, что история права — не калейдоскоп данных о правовых явлениях прошлого, но целостное их описание, объяснение и оценка с определенной научной позиции. Главы тома I посвящены наиболее крупным правовым традициям аграрных (доиндустриальных) обществ Евразии, объединенных ретроспективным взглядом на право (идеал права и его ценности — в прошлом), консервативным отношением к правовому регулированию, устойчивыми «традиционными» ценностями, гарантирующими выживание в условиях низкой производительности труда (религия, семья, дети, трудолюбие). Из многообразия правовых традиций народов древней и средневековой Евразии выбраны те, что позволяют осмыслить исторические типы права. К «праву судей» близка традиция народов древней Месопотамии, республиканского Рима и средневековой Англии. «Право ученых» иллюстрируют порядки сообществ Индии, исламского Ближнего Востока и Западной Европы. Наконец, «право правителя» нашло наиболее полное выражение в административно-уголовном законодательстве императорского Китая. Перечисленные традиции не подвергались принципиальным изменениям вплоть до становления индустриальных обществ, сначала в ведущих державах Западной Европы и Северной Америки, а затем и в странах Востока в XIX—XX вв., о чем речь пойдет в томе II учебника.
В одном из своих романов Т. Манн назвал прошлое «колодцем глубины несказанной», вернее, просто бездонным. При подготовке настоящего учебника автору приходилось постоянно учитывать возможности студентов и отведенное время на изучение курса истории права. Остается надеяться, что написанного достаточно, чтобы помочь студентам осознать смысл историко-правового подхода к изучению многообразия правовых традиций. Тем, кому учебник покажется слишком объемным, напомним арабскую пословицу: «Ни один сосуд не вмещает больше своего объема, кроме сосуда знаний, — он постоянно расширяется».