Политико-правовые взгляды Иоганна Альтузия: монография / А. П. Айзенберг. 2023. 120 с.

Иоганн Альтузий — немецкий юрист, философ, теоретик, политический мыслитель, один из крупнейших представителей школы естественного права конца XVI — начала XVII в., оказавший непосредственное влияние на становление политико-правовой мысли Нового времени. Интерес к идейному наследию Альтузия объясняется не только его республиканско-демократическими взглядами, но и теми принципами конституционализма и федерализма, которые заложены в основу государственного строя России и других демократических государств. Востребованным остается и опыт осмысления правовых идей, изложенных Альтузием в рамках его учения о государстве и праве.

Опт. цена: 1155 р.      788038.01.01

Содержание

Введение     5

Глава I. Социально-историческая обусловленность  и идейные истоки политико-правовых взглядов Иоганна Альтузия     13

§ 1. Жизнь и деятельность И. Альтузия в контексте социально-политического развития  Западной Европы раннего Нового времени     13

§ 2. Идейные истоки политико-правовых воззрений И. Альтузия     21

Глава II. Политические взгляды Иоганна Альтузия     42

§ 1. Симбиотическая теория политики     42

§ 2. Консоциативный федерализм, контрактуализм  и принцип субсидиарности в политическом учении И. Альтузия     57

§ 3. Теория народного суверенитета И. Альтузия     69

§ 4. Тираноборческие идеи в концепции И. Альтузия     77

Глава III. Правовые взгляды Иоганна Альтузия     86

§ 1. Естественно-правовые основания учения  И. Альтузия     86

§ 2. Классификация права И. Альтузия     104

Заключение     112


Предисловие

Иоганн Альтузий (1557—1638) — немецкий философ, один из крупнейших представителей школы естественного права эпохи раннего Нового времени, педагог, теоретик государства и права. В истории политико-правой мысли Альтузий известен, в первую очередь, как создатель оригинальной теории народного суверенитета, общественного договора и федерализма, основанного на принципе субсидиарности. В этом отношении большой интерес представляют его политико-правовые взгляды, внимание к которым сегодня в немалой степени продиктовано и разработанными им принципами конституционализма и федерализма, являющимися основой государственного устройства России и других стран. С этой точки зрения востребованным оказывается и опыт осмысления идей, изложенных Альтузием в рамках его учения о государстве и праве.
Альтузий, изучавший богословие в Базеле, римское право в Женеве и получивший докторскую степень по гражданскому церковному праву, являлся не только ученым, но и политиком. Жители города Эмдена в Восточной Фрисландии сделали его своим синдиком. Эмден был, по сути, своеобразным городом-государством в условиях политического и церковного соперничества, свойственного политической раздробленности многих стран Западной Европы. Эрудиция и мудрость Альтузия во многом способствовали тому, что он занял место и старейшины городской церкви, в силу чего его авторитет не уступал авторитету известного деятеля Реформации Жана Кальвина.
Из всех сочинений Альтузия по политико-правовой проблематике главенствующее место занимает, безусловно, его трактат, непосредственно посвященный вопросам политической жизни того времени, — «Политика, изложенная методически и проиллюстрированная примерами сакральными и мирскими». Впервые изданный в Херборне в 1603 г., он неоднократно переиздавался (в 1610 г. — в Гронингене, в 1614, 1617 гг. — в Арнхейме) не только в годы жизни Альтузия, но и после его смерти: «Политика» издана в Лейдене в 1643 г., в 1654 г. — вновь в Херборне, а в 1661 г. — в Амстердаме, что свидетельствует о значительном интересе к ней в Западной Европе XVII столетия.
Кроме «Политики», Альтузий написал и ряд сочинений на сугубо правовые темы, в том числе два систематических изложения гражданского права того времени. Первая из этих работ была опубликована в 1586 г. в Базеле под названием «Римское право в двух книгах, изложенное рамистским методом и проиллюстрированное документами». Однако это был, скорее, компилятивный учебник римского права, нежели самостоятельная теоретическая работа. В течение ряда лет Альтузий работал над систематизацией правовых знаний того времени, вершиной чего явилась его работа, изданная в Херборне в 1617 г., — «Дикалогика», или «Три книги науки о праве. Полное и всеобщее право, методически изложенное с параллельно рассмотренным иудейским правом».
Помимо всего, Альтузий является и автором труда о системе практической этики, изложенной им в сочинении «Гражданские беседы в двух книгах, изложенные методически и проиллюстрированные примерами сакральными и мирскими».
Следует отметить, что в нашей науке долгое время не уделялось должного внимания воззрениям этого немецкого теоретика, и до настоящего времени, по сути, отсутствуют сколько-нибудь обстоятельные работы, посвященные его политико-правовым взглядам. Определенным исключением является диссертационная работа Э. А. Каракуляна «Идея субсидиарности в истории правовых учений: личность, общество, государство: теоретико-правовой анализ», в которой отдельный параграф уделен концепции субсидиарности в политической теории Альтузия.
Весьма редкие упоминания об Альтузии и основных положениях его учения встречаются в некоторых учебниках и учебных пособиях по политологии и истории политических и правовых учений. Заслуживает быть отмеченной лишь единственная в своем роде общая характеристика политико-правовых взглядов Альтузия, содержащаяся в учебнике по истории политических и правовых учений под редакцией В. С. Нерсесянца, в которой приоритет отдается анализу взглядов Альтузия на понятие и сущность политики и отчасти его подходу к систематизации права. Вместе с тем федералистские теоретические построения Альтузия и собственно правовые взгляды мыслителя остаются по-прежнему за пределами внимания отечественных исследователей.
В зарубежной литературе одной из первых работ, непосредственно посвященных наследию Иоганна Альтузия, была книга «Иоганн Альтузий и развитие естественно-правовых теорий государства» Отто фон Гирке — немецкого ученого, близкого к исторической школе права. Будучи опубликованной в 1880 г. и переизданной в 1902 г., она впервые после почти двух столетий забвения привлекла к Альтузию внимание научной общественности, в первую очередь, естественно, в Германии. Гирке восхвалял Альтузия как первого теоретика общественного договора, смелого защитника идеи народного суверенитета, подчеркивая его роль и как основоположника теории федерализма.
Гирке видел в Альтузии ключевого мыслителя, сформулировавшего политическую теорию, которая являла собой нечто вроде кульминации средневековой политической мысли и стала водоразделом между Средневековьем и современными политическими идеями. Главной особенностью этой теории, по мнению Гирке, было то, что она базировалась на договорных началах и принципах естественного права. Гирке, в частности, утверждал, что Альтузий принципом обоснования федерализма считал радикальный общественный договор, который «превратил все публичное право в частное право».
Следующим не менее значимым исследователем творчества Альтузия стал соотечественник Гирке — Карл Йоахим Фридрих, переиздавший «Политику» Альтузия на языке оригинала и в переводе на немецкий язык. В своей работе Фридрих поддерживал данную Гирке высокую оценку важности Альтузия в истории политико-правовой мысли, называя его «самым глубоким политическим мыслителем во времени, разделяющим Бодена и Гоббса». Тем не менее Фридрих считал, что Гирке неверно интерпретировал договорный характер государства у Альтузия, который являлся в большей степени действительным контрактом, чем конституцией в значении нашего времени.
Аналогично, исходя из либеральных представлений о строгом различии государства и гражданского общества, Фридрих не смог понять логику рассуждений Альтузия, конституционно позволявшую ему включить частные и публичные сообщества в федеральный порядок, который для него не был ни частным, ни публичным. Альтузий, безусловно, не поднялся до современного понимания различия между государством и обществом. Законы, вытекающие из общественного договора Альтузия, не являются потому ни частными, ни публичными, тем не менее они являлись политическими по своему существу. Да и сам Фридрих признавал, что различие между частным и публичным тускнеет, когда «все группы, включая государство... поняты как естественные категории общественной жизни, как это имеет место у Альтузия».
Как и Гирке, Фридрих был обеспокоен нарастающими опасностями этатизма и набирающим в то время силу фашистским движением. Фридрих даже усматривал определенное сходство между корпоративистским фашизмом и той схемой «организованной жизни социальных групп», которая была предложена Альтузием. Впрочем, годы спустя, уже после Второй мировой войны, в новом издании своей классической работы Фридрих признал, что политическая теория Альтузия осуществлялась вне «большой антитезы либерализма и социализма», и, задаваясь вопросом, каков был бы мир, сформированный на основе федералистских построений Альтузия, делал вывод, что это был бы «лучший мир, нежели текущий».
Несмотря на отмеченные недостатки работ вышеуказанных немецких ученых, следует признать, что именно они — Отто фон Гирке и Карл Фридрих — явились теми исследователями, которые заложили фундамент для дальнейшего изучения теоретического наследия Альтузия, фактически вернув его в научный оборот.
Однако в дальнейшем Альтузию, как справедливо заметил канадский исследователь Т. Хьюглин, была уготована довольно своеобразная судьба: с одной стороны, он упоминался почти в каждом исследовании по истории политической мысли и федерализма, но, с другой стороны, большинство работ, посвященных Альтузию, были, по сути, простым воспроизведением положений, изложенных в трудах О. Гирке и в меньшей степени К. Фридриха.
Одну из причин подобного положения дел Т. Хьюглин связывает с доминировавшей в период 1930—1940‑х гг. парадигмой исследований политической мысли, которая включала в себя сложившийся канон классических мыслителей от Платона до Маркса и предполагала более или менее линейное развитие истории идей, в которой не было места таким «периферийным» теоретикам, как Альтузий.
Действительно, приходится констатировать, что в зарубежной науке того не столь отдаленного времени встречается лишь незначительное число сколько-нибудь серьезных исследований, посвященных Альтузию и его роли в истории политической мысли. Исследователей наследия Альтузия в соответствии с занимаемыми ими позициями можно разделить на две категории: тех, кто считает Альтузия важным представителем альтернативной традиции в западной политической и правовой мысли, которая, будучи лучше изученной (и, при возможности, имплементированной в практику), привела бы к лучшему миропорядку, чем тот, в котором мы живем, и тех, кто подчеркивает устарелость взглядов Альтузия, коренившихся, по их мнению, в средневековом мировосприятии, и в этом отношении не соответствовавших основополагающей прогрессивной традиции в социальной и политической философии, господствовавшей в Новое время.
В послевоенное время к исследованию наследия Альтузия обращались такие исследователи, как Джон Невилл Фиггис, Эрик Вольф, Питер Винтерс, Эрнст Райбштайн и др. Среди исследуемых ими вопросов были: конституционализм Альтузия, его вклад в политическую практику, его консоциативная теория, кальвинистские религиозные элементы в политическом учении, роль Саламанкской школы правовой и социальной философии в развитии политических взглядов Альтузия.
В частности, один из вопросов, рассмотренных в числе других некоторыми из указанных выше исследователей, заключался в том, писал ли Альтузий свои труды в рамках секуляризованной традиции естественного права, или же оставался в русле чисто религиозного мировоззрения, основывая свои умозаключения на текстуальной интерпретации Библии и традиционной схоластической доктрине. Так, автор одной из монографий, посвященных Альтузию, Эрнст Райбштайн, утверждал, что Альтузий продолжал находиться в традиции испанской школы естественного права, стремясь к «естественно-правовой» интерпретации текста Библии, в то время как автор другой монографии — Питер Винтерс — склонялся к противоположному мнению, а именно к тому, что Альтузий намеревался обеспечить чисто библейское или христологическое обоснование естественного права.
Среди современных исследователей творчества Альтузия следует в первую очередь назвать ранее уже упомянутого канадского ученого Томаса Хьюглина, специализирующегося на интеллектуальной истории раннего Нового времени. Его монография «Концепции раннего Нового времени для современного мира: Альтузий об обществе и федерализме», вышедшая в 1999 г., во многом уравновесила и привела к общему знаменателю спорные и противоречащие друг другу интерпретации и оценки Альтузия в научной среде. Как верно заметил Т. Хьюглин, подобные противоречия могут казаться не столь существенными, но они выдвигают на первый план то обстоятельство, что деконтекстуализация Альтузия может быть использована для обслуживания всех видов современных идеологических повесток дня, что, впрочем, справедливо и для текстов большинства других великих политических и правовых мыслителей. Хьюглин акцентировал внимание, в частности, на том, что политическую теорию Альтузия следует рассматривать исходя из того исторического контекста, который ее породил, учитывая специфику мира, в котором он жил, включая все социальные отношения: семью, профессиональные группы и территориальные сообщества — в виде «существенных компонентов человеческого общества», взаимодействующих между собой политически как автономные части целого.
Из числа других современных исследователей, занимающихся рассматриваемой нами проблематикой, следует назвать французского мыслителя правового политического спектра Алена Бенуа, чья статья «Первый федералист: Иоганн Альтузий», опубликованная в 1999 г. (в английском переводе в 2000 г.), явилась знаковым событием, привлекшим к политической теории Альтузия значительное внимание ученых, изучающих проблемы современного федерализма. В интерпретации А. Бенуа представления Альтузия о «едином универсальном сообществе», под которым последний понимал, по мнению исследователя, конечно, Священную Римскую империю германской нации, в настоящее время вполне могут быть проецированы на такое надгосударственное объединение, как Европейский союз. Актуальность в данном случае нового осмысления политических взглядов Альтузия А. Бенуа видит во все возрастающей необходимости урегулирования противоречащих интересов социополитических общностей — государств, являющихся членами Европейского союза, на основе консенсуса всех составляющих этого единого политического тела.
Безусловно, весомым вкладом в изучение политико-правовых аспектов идейного наследия немецкого теоретика являлась и монография канадской исследовательницы Хелен Хальтер «Боден и Альтузий о природе суверенитета», опубликованная в Монреале в 1995 г. В данной работе Х. Хальтер сопоставила два альтернативных взгляда на источник и сущность государственного суверенитета: абсолютистскую концепцию суверенитета Жана Бодена и более уравновешенную федералистскую концепцию в «Политике» Альтузия.
Настоящая работа, посвященная политико-правовым взглядам и учению Альтузия, продолжает традицию изучения идейного наследия выдающегося немецкого мыслителя. Опираясь на труды упомянутых исследователей его творчества, автор попытался дать всесторонний и комплексный анализ политико-правового мировоззрения мыслителя, неразрывно связанного с его эпохой, с учетом конкретно-исторической обусловленности и значения его идей для последующего развития политико-правовой мысли. При этом политическую теорию Альтузия автор рассматривает в неразрывном единстве с его правовыми взглядами, выраженными, в первую очередь, в его трактате «Дикалогика» (1617 г.) и других произведениях. Между тем данное сочинение, как и некоторые другие, фактически выпало из круга внимания большинства исследователей, обращавшихся к творчеству этого немецкого теоретика.