Суд и право: евразийская интеграция: монография / Т. Н. Нешатаева. 2021. 336 с.

В монографии, представляющей собой итог многолетних размышлений автора на темы правосудия, судейской профессии и деятельности в контексте интеграционных процессов в современном мире на основе анализа особенностей евразийской цивилизации и их отражения при создании евразийской интеграции, рассматривается широкий круг вопросов: статус судей, в том числе международных; вопросы судебного толкования и путь от судебной позиции к норме права; дуализм международного права и его фрагментация и др.
Сформированы выводы о судебном правотворчестве применительно к международной региональной интеграции.

Опт. цена: 1250 р.      749701.01.01

Содержание

От автора     5

Глава I. Евразийская интеграция: ценности     7

§ 1. Цивилизационные различия     7

§ 2. Европейство и евразийство     13

§ 3. Евразийская интеграция: от Сообщества к Союзу     23

Глава II. Суд и судьи     34

§ 1. Статус судей: общие элементы     34

§ 2. Международный судья     43

§ 3. Судебное толкование     59

Глава III. Дуализм международного права     79

§ 1. Двойственность источников международного  права     79

§ 2. Судебный акт: активизм или консерватизм?     97

§ 3. Особое мнение как точка равновесия     120

Глава IV. От судебной позиции к норме права     138

§ 1. Прецедент или единообразная практика?     138

§ 2. Судебная позиция     152

§ 3. Действие актов международного суда. От судебной позиции к единообразной практике     192

Глава V. Суд — орган международной наднациональной организации     203

§ 1. Наднационализм в интеграции     203

§ 2. Функции интеграционного Суда     216

§ 3. Развитие внутреннего права     230

Глава VI. О фрагментации международного права     255

§ 1. О субсидиарности и диалоге судов     255

§ 2. Наднациональные и национальные судебные  позиции: единство противоположностей     285

§ 3. Суд и арбитраж     294

Заключение     315

Предметный указатель     323


Предисловие

В этом коротком вступлении мне лишь следует объяснить то сочетание понятий, которое послужило названием работы. Выбор продиктован абсолютно личными причинами. Из студенчества вспоминаю, как профессор Д. Н. Бахрах с особым почтением к этой теме читал лекции о контроле судов за законами. В мои аспирантские годы профессор Г. И. Тункин однажды произнес совершенно загадочную, но запомнившуюся мне фразу о том, что международное право в значительной части развивается судами. Присутствовавший на защите докторской диссертации в 1993 г. другой известный профессор — В. Ф. Яковлев предложил мне судебную должность в Высшем Арбитражном Суде суверенной Российской Федерации. Судья Конституционного Суда РФ профессор О. И. Тиунов порекомендовал прислушаться к предложению. Но лишь через несколько лет, прошедших в бурных перестроечно-правовых переменах, по совету мудрой мамы, В. И. Нешатаевой, откликнулась на повторное предложение В. Ф. Яковлева и приступила к выполнению функций судьи высшего суда (Высшего Арбитражного Суда РФ), сосредоточившись на рассмотрении споров с участием иностранных лиц с применением норм международного права. В Высшем Арбитражном Суде РФ создали международно-правовое управление, а затем в Российском государственном университете правосудия при поддержке ректора В. В. Ершова была создана кафедра международного права и соответствующая специализация.
К этому времени уже пришло понимание замечания Г. И. Тункина о роли судов в развитии права, ибо уже были известны работы Б. Кардозо, Г. Харта, Р. Дворкина, А. Барака о судебной форме правотворчества.
В докторской диссертации я исследовала влияние наднациональных международных организаций на развитие права и в частных беседах с коллегами В. Ф. Яковлевым и Б. Я. Полонским, сожалевшими о распаде советской интеграции — СССР, высказала утешительную для них мысль о том, что такой путь возможен и для евразийских государств, но в иной форме. В 90‑х гг. слова об объединительной роли международных организаций воспринимались собеседниками скорее как утопия. С идеей о возможности евразийской интеграции согласилась профессор МГУ Е. А. Шибаева.
Четверть века спустя евразийская организация, а вместе с ней и евразийский суд отмечают десятилетие своего существования, и, возможно, пришло время сформулировать собственные выводы о том, что же такое судебное правотворчество, в том числе применительно к меж­дународной региональной интеграции. Отмечу, что это строго личная попытка обобщения научного и судебного опыта на основе того мировоззрения, которое сформировалось под влиянием моих глубокоуважаемых родителей и учителей.